Власти Турции обсуждают в четверг на международной конференции в Стамбуле с представителями около 20 ведущих зарубежных нефтяных компаний, в том числе России и Казахстана, вопросы транспортировки нефти и безопасности судоходства в черноморских проливах.
Проливы Босфор и Дарданеллы являются одной из самых загруженных в мире морских магистралей. По официальным данным, в 2009 году через проливную зону было перевезено 154 миллионов тонн нефти, передает РИА «Новости».
Накануне открытия конференции министерство энергетики Турции распространило доклад, в котором говорится, что число танкеров, использующих для транспортировки энергоносителей черноморские проливы, достигло «угрожающих размеров».
В настоящее время через Босфор и Дарданеллы ежегодно проходят около 50 тысяч судов, что в пять раз больше в сравнении с 1990 годом. В день, в среднем, проливами для навигации пользуются 136 кораблей, из них 27 — танкеры, отмечается в докладе.
Открывая конференцию, министр энергетики Турции Танер Йылдыз высказался за принятие экстренных мер по защите черноморских проливов в связи с предполагаемым в течение 10 лет ростом интенсивности в них судоходства.
«Транспортная нагрузка, находящаяся в настоящее время на пределе, увеличивает опасность техногенных и экологических катастроф в проливной зоне», — сказал турецкий министр.
На берегах Босфора расположен 15-миллионный Стамбул, и любая авария нефтяного танкера в проливе чревата экологической катастрофой для турецкого мегаполиса, предупреждают местные эксперты.
Турция планирует создать фонд с участием иностранных нефтяных компаний для защиты черноморских проливов от катастроф. Объем вложений в него может превысить 30 миллиардов долларов.
К созданию такого фонда турецкие власти побудила крупнейшая в мире экологическая катастрофа, которая произошла в Мексиканском заливе по вине нефтяного гиганта ВР.
Снизить транспортную нагрузку на черноморские проливы турецкие власти намерены реализацией проектов, предусматривающих транспортировку энергоносителей по альтернативным маршрутам. К ним, в частности, относится проект строительства нефтепровода Самсун-Джейхан, который позволит перекачивать нефть из Черного моря, минуя Босфор, к Средиземному.
Турецкие власти заверяют, что нефтяные компании не понесут убытки при выборе альтернативных маршрутов транспортировки нефти.
Турция намерена ограничить движение танкеров, перевозящих нефть через проливы Босфора и Дарданеллы, пишет «The Financial Times». Турецкое правительство пригласило на совещание Chevron, Exxon Mobil и BP, а также российские ОАО «Транснефть» и ОАО «Роснефть», трейдеров Glencore, Vitol и Trafigura.
Как сказал FT представитель министерства иностранных дел Турции, авария в Мексиканском заливе поменяла правила игры. «Мы имеем право принять защитные меры», — отметил он.
В турецких проливах уже были случаи серьезных разливов нефти, например, в 1994 году.
Турция может принять новые, более жесткие экологические меры в отношении танкеров. Несколько месяцев назад появился проект документа, который обязывал использовать все возможные маршруты, прежде чем направлять танкеры в турецкие проливы.
Трафик нефтетанкеров в проливах чрезвычайно плотный. С началом добычи на новых каспийских проектах или положительными результатами разработки нефтяных месторождений в Черном море (работы ведут Chevron, Exxon Mobil, TPAO и Petrobras) перегруженность проливов может достигнуть пика.