турецкая свадьба

Традиции: турецкая свадьба

Современные турки, особенно городские жители, отмечают свадьбу на европейский манер, однако многие национальные традиции сохранились и в той или иной мере всегда присутствуют во время этого торжественного и праздничного обряда.

Турецкая свадьба начиналась с долгого и символичного обряда сватовства. Изначально все браки решались только родителями без какого-либо согласия юноши и девушки. Главным при этом выступал отец девушки: именно он, «собственник дочери», выбирал зятя.

Раньше в Турции сватовство обычно проходило по следующему сценарию. В дом невесты, по просьбе отца жениха, приходили двое старейшин, одинаково уважаемые обеими семьями, и за обедом, угощаемые сладостями и чаем, начинают диалог примерно следующего содержания:

— Знаете ли вы, зачем мы пришли?

Безусловно, понимающий цель их визита, хозяин дома должен сказать: «Нет, не знаю».

— Пришли мы сватать дочь твою на сына Али. Мы думаем, что это будет счастливый брак. И ты не перечь.

По традиции отец, вне зависимости от своего решения, должен был начать бурно протестовать и, в конце концов, отказать сватам. Через некоторое время отец невесты выбирал еще двух ещё боле уважаемых людей. Они снова повторяли данный ритуал, но торг снова не должен был заканчиваться успехом. Через несколько дней отец жениха снова засылал в дом невесты уже самых видных односельчан. На этот раз в случае своего принципиального согласия отец невесты должен был сказать:

– Дорогие гости, дочь моя еще очень мала, ну виданное ли это дело! Вот подрастет, тогда, с позволения Аллаха, я и выдам ее за Дурсуна, сына Али.

–Давай сейчас мы только ударим по рукам, устроим сговор, а там, года через два-три, Аллах даст, сыграем свадьбу.

– Ну, ладно, – сдавался отец, – я подумаю, посоветуюсь с матерью невесты…

Теперь сваты уходили, понимая, что отец выразил свое согласие, и что только обычай не позволяет ему прямо дать положительный ответ.

Через неделю после данной церемонии сваты вновь наносили визит в дом невесты, чтобы конкретно договориться о сроках свадьбы и размере калыма. Отец невесты, дав окончательное согласие на брак, начинал торг о калыме перед турецкой свадьбой. Договорившись о конкретном объеме калыма, сваты вручали часть калыма и договаривались о дне питья щербета, который знаменовал окончание сговора.

День питья щербета проходил в доме невесты с участием родственников как жениха, так и невесты. Родители готовят плов с бараниной, халву и щербет. Совместное питье шербета символизировало образование новой семьи из родственников жениха и невесты.

На следующий день из дома жениха в дом невесты приносили блюда с халвой, на котором лежало золотое кольцо, а также серебряный браслет, полотенца и платки. Чтобы стать обрученной, будущая жена надевала кольцо и браслет,  на нее набрасывался платок и завязывался поверх волос. В это время жених должен был периодически посылать невесте подарки, включая виноград, инжир, каленый горох и сладости, а невеста дарила жениху платки и рубашки. До самой свадьбы обрученные не встречались. Этот период мог продолжаться до нескольких лет. После полной уплаты калыма родители  девушки покупали и копили её приданное.

В начале недели, когда должна была состояться свадьба, родственники и знакомые будущих молодоженов устраивали соревнование борцов «джирид» – конные скачки с метанием деревянных дротиков. В среду вечером, перед четвергом, в традиционный день проведения свадеб, собирались подружки невесты и устраивали обряд прощания с родным домом. Этот обряд также назывался «ночь хны». Под плач матери и сестер невесты, подруги торжественно расплетали косы невесты, расчесывали волосы и красили их хной. Кроме того, окрашивались руки и ноги невесты. Жених в этот день делал последние подарки – среди них обязательно должны были присутствовать зеркало и сладости, символы счастья.

Проведение турецкой свадьбы

В четверг, возле дома невесты организовывался свадебный караван. Первую повозку нагружали приданным девушки – коврами, матрасами, постельным бельем, платьями. На второй повозке располагалась невеста, закутанная в праздничное покрывало. За ними следовали повозки гостей, участников турецкой свадьбы. Транспортные средства – будь то повозка или автомобиль – украшали праздничными лентами и цветами.

Нагруженный праздничный караван отходил от дома, сопровождаемый музыкантами, и направлялся к дому жениха, который в это время, в сопровождении друзей, публично  брился на улице, демонстрируя свою возмужалость. Над домом жениха вывешивался свадебный флаг, на котором, помимо полумесяца со звездой, изображался оттиснутые краской ладони с растопыренными пальцами.

На пути турецкой свадьбы односельчане и родственники клали барана со связанными ногами. Невеста, сойдя на землю, была продемонстрировать свою силу и готовность самостоятельно вести хозяйство, взяв барана за ноги и отбросив с дороги одним махом. Если невесте удавалось это сделать, баран шел в её собственность, а в случае неудачи – отец оплачивал односельчанам стоимость барана.

По обычаю некоторых районов невеста должна была не просто войти в дом жениха, а вползти в него между ног будущей свекрови. Изначально этот ритуал означал невесты в род мужа, позже он стал восприниматься как знак того, что невестка признает над собой власть матери мужа. При входе в дом жениха родственники выливали на порог воду – этот обряд предохранял будущую семью от «дурного глаза». Двери намазывали маслом и медом, чтобы невеста чувствовала себя у жениха как дома и «как сыр в масле каталась». Отец невесты, по традиции, бросал в толпу мелкие монеты, куски сахара, зерна пшеницы и риса.

В полночь жених и невеста удалялись в спальню – гердек, в то время как свадебные гуляния достигали самого разгара – играла музыка, показывались свадебные представления и зажигались факелы.

Утром мать молодожена вывешивала простыню с брачного ложа, чтобы каждый мог убедиться в непорочности невесты. Если таких признаков не было, то на семью девушки ложился позор.

На этом турецкая свадьба не заканчивалась. В пятницу происходил обряд снятия покрывала с невесты. Только после этого обряда невеста начинала считаться женой. Окончательное оформление брака проходило с участием имама, а юридическое оформление – в городе представителями государственной власти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *