Зейнеп Танбай

Зейнеп Танбай: «Танец – это победа над собой»

28 мая состоится выступление Zeynep Tanbay Project – «Vivaldi-Stravinski» – посвященное десятилетнему юбилею группы. Зейнеп – одна из самых известных в мире представительниц турецкого современного танца. Про нее говорят, что она заставляет зрителей чувствовать «цвет и звук» танца, что ее движения – «поэзия тела, стихотворение, еще никогда не звучавшее».

После обучения в Kugu Bale Studio в Анкаре и 16 лет учебы и работы в известной нью-йоркской труппе Martha Graham Dance Company, Зейнеп вернулась на родину в 2000 году. Ее сольные выступления и дуэты с известными турецкими и зарубежными танцорами поразили Стамбул. Перфомансы, основанные исключительно на физике тела, ни декораций, ни сложных костюмов. Зрители говорили, что она – летает на сцене, настолько легки и чисты ее движения.

Зейнеп буквально создала школу современного танца в Турции, ее видение танца во многом повлияло на формирование культуры танца в стране. В 2006 году появился профессиональный ансамбль «Zeynep Tanbay Project» , который объединил десять турецких танцоров. До сих пор это единственный танцевальный проект в Турции, объединенный именем одного танцора.

Гастроли нового ансамбля проходили за рубежом, в Стамбуле и в Анкаре, но и в небольших городах Турции, где о современном танце почти не знали. «Даже афиши наших выступлений были необычны для этих городов, – вспоминает Зейнеп. – Это не театральная афиша, ни концертная. Все спрашивали: «Что это?». Но люди приходили, и им нравилось. До сих пор помню слова одного из зрителей после выступления в Гайзантэпе. Он говорил, что сам почувствовал себя на сцене, что он никогда не думал, что танец может быть таких личным, таких психологичным, поражающим так сильно…

Это больше, чем балет, это бунт балета, которым мы, танцоры, пытаемся передать прежде всего – эмоции. Поэтому когда зрители чувствуют эти эмоции – это награда для танцора». «Танец для меня – все, – говорит Зейнеп. – Я живу танцем, это все, что я знаю и все, что я делаю. Мне легче выразить себя через движения, не через слова».

— Что такое современный танец в Турции и каковы его перспективы?

— Современный танец только приходит в Турцию. Это поиск выражения себя, в том числе, и для целой страны. Мы учимся, постепенно создаем свой неповторимый голос. Есть очень сильные танцоры, появляются танцевальные театры. Не так давно все главные школы были в Америке, теперь ведущими стали танцоры Европы. У Стамбула есть все шансы стать новой мировой столицей танца.

— Где можно учиться современному танцу в Турции?

— В Стамбуле есть три университета с факультетами современного танца. В Анкаре – два. Выпускники создают новые группы, сейчас их уже несколько, это школы и студии. Но я бы назвала их слишком… экспериментальными. В этом танце очень просто «перегнуть палку», многие их постановки сложно воспринимать, а значит, нет своей аудитории. Нет единства музыки и движения, в танце не чувствуется эмоций. Такие постановки – не задевают именно тебя на самом глубоком, личном уровне, а я верю – что именно это важно в танце. Но ведь смелые эксперименты – это первый показатель развития культуры. А в Турции, что интересно, есть огромный интерес к новому танцу, — полные залы, статьи в прессе. На ежегодный танцевальный фестиваль приезжают группы со всего мира.

— А можно ли учиться у Вас, Вы преподаете?

— В своей студии я открыла «Танцевальное Ателье». После ежедневных репетиций с моей группой у нас начинаются открытые уроки для всех желающих. Я приглашаю разных танцоров учить в Ателье и проводить мастер-классы. Танцорам необходимо видеть разные направления, разные техники, чтобы не закрывать себя в тесной клетке одного учителя.

— Современный танец родился как протест балету, его выверенным, «не свободным» движениям. Многие считают, что в современном танце нет заученной хореографии. Но ваши репетиции проходят каждый день.
— Танец на сцене – это не импровизация. Мои танцоры отрабатывают и оттачивают каждое движение. Нужно помнить, что танец – это не только свобода, но и тяжелая работа. Ваше тело должно работать, сердце должно работать. Вам необходимо постоянно развиваться. Танец – это победа над собой. И балет – его необходимая основа. Вы можете ненавидеть балет, но чтобы стать сильным танцором, нужно будет научиться стоять у станка.

— Ваш первый танец – тоже был балет?

— Да, у меня классическая школа. И, знаете, я была слишком высокой для балета. Но однажды к нам в школу пришла танцовщица, подруга преподавателя, и сказала: «Она должна танцевать». Я до сих пор ей благодарна. Это не только о значении учителя, но, главное, о том, что если вы действительно хотите танцевать – ничего не бойтесь.Каким бы вы ни были – танцуйте, работайте.

— Вы знакомы с русской школой современного танца?

— Не так давно мастер-класс в Ателье проводил русский танцор. Я очень мало знаю о направлениях современного танца в России. Но русские танцоры с сильнейшей школой балета за плечами – возможно, будущее современного танца. Я мечтаю приехать в Россию со своими выступлениями, еще с детства. Раньше были такие книжки с фотографиями балерин. Мама покупала мне много таких альбомов, я постоянно их рассматривала. Но ничто так не восхищало меня, как фотографии выступлений Мариинского театра. Эти балерины были самым красивым доказательством совершенства танца, необходимости танца в моей жизни. И я действительно надеюсь, что у меня получится выступить со своим проектом на сцене в России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *