Каппадокия

Турция требует от Германии вернуть исторические ценности

Министр культуры Турции потребовал возвращения сфинкса, найденного во время раскопок древнего хеттского города Хаттуша около ста лет назад. Древняя статуя хранится сегодня в Берлине.

Немецким музеям в очередной раз приходится иметь дело с национальными политическими амбициями. Министр культуры Турции Эртогрул Гюней потребовал возвращения сфинкса, найденного во время раскопок древнего хеттского города Хаттуша еще во времена Османской империи. Сегодня древняя статуя — экспонат берлинского музея Пергамон.

«Политика, политика, и ничего, кроме политики», — так охарактеризовала научная общественность Германии требование, озвученное министром культуры Турции. Руководители музея Пергамон просто отказались комментировать заявление турецкого политика. Сфинкс, найденный в начале двадцатого века на территории современной Анатолии, во время раскопок древней хеттской столицы города Хаттуша, когда-то украшал городские ворота. Точнее, сфинксов была два. Второй хранится в археологическом музее Стамбула. Немецкие археологи в свое время привезли в Берлин обе находки, отреставрировали их и потом одного из сфинксов передали турецкой стороне. Второго же оставили в Берлине, в качестве своеобразной компенсации за произведенные раскопки и реставрацию. Подобная практика, судя по всему, была тогда общепринятой. Именно поэтому не существует специального межгосударственного соглашения и специального разрешения на вывоз находок в Германию.

Археологи – «грабители»?

Немецкие археологи начали раскопки Хаттуши еще в девятнадцатом веке и продолжают работать там до сих пор. Обнаруженные немцами храмы и крепость являются сегодня одной из главных туристических достопримечательностей региона. Однако, по мнению нынешнего министерства культуры Турции, на территории Анатолии должны быть сосредоточены все археологические находки, обнаруженные здесь в разное время. О том же, кстати, говорит и конвенция ЮНЕСКО, регулирующая вывоз и передачу права собственности на культурные ценности. Но этот международный документ, под котором стоит и подпись Германии, был принят в 1970 году и обратной силы не имеет, то есть с юридической точки зрения не распространяется на находки, сделанные раньше.

Это делает ситуацию в ряде случаев весьма спорной. Если исходить из максималистского требования «вернуть всем и все», то будут разорены буквально все крупные музеи мира. Кстати, министр культуры Турции в той же гневной филиппике в адрес немецких музейщиков заметил, что не меньше возмущен Британским музеем, Лувром и Пушкинским музеем в Москве, где также хранятся исторические находки из Анатолии.

Ему вторят его коллеги из Египта и Греции, считающие, что именно их страны в наибольшей степени «разграблены» археологами. Так, Египет уже давно требует от Германии вернуть бюст Нефертити и другие сокровища Амарны, а Греция столь же безуспешно настаивает на возвращении фризов Парфенона из Британского музея. Список подобных требований — длинный, и их радикальность не внушает оптимизма.

Поиски компромисса

Можно было бы попытаться найти «золотую середину», но это требует известной гибкости от обеих сторон, которые пока такой гибкости не проявляют. Аргумент, что в больших музеях мира сокровища древних цивилизаций может увидеть больше людей, чем в пустынной и удаленной Анатолии или даже в Стамбуле, также сложно назвать бесспорным. С чисто археологической точки зрения предмет, изъятый из своего контекста, в той или иной степени утрачивает научное значение и сохраняет, в первую очередь, лишь материальную ценность. Именно поэтому немецкие археологи воздерживаются от участия в споре, надеясь лишь на то, что политическое противостояние не лишит их лицензии на раскопки.

Воинственное Хеттское царство, существовавшее в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры, грозило отселе могущественному Вавилону (который потом и подчинила себе), но и само регулярно подвергалось нападениям. Разрушение города Хаттуша фригийцами стало началом конца Хеттского царства. С египтянами хетты поддерживали деловые отношения. Во время раскопок была обнаружена глиняная плита с договором, заключенным между хеттами и египтянами в тринадцатом веке до нашей эры. Подарком египтян считаются и сфинксы, о которых сейчас идет спор. Словом, непримиримым представителям конфликтующих сторон есть чему поучиться у древних.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *