Мечеть

Религия и политика в Турции

Турция стала первым государством, принадлежащим к исламскому миру, где религия была полностью отделена от государства, а ислам был законодательно ограничен сферой личной жизни. Инициатором этого процесса стал первый президент и основатель Турецкой Республики Кемаль Ататюрк.

В 1928 году по его указу из конституции новой страны было вычеркнуто положение, согласно которому ислам выступал государственной религией. Зато в  1937 году, за год до смерти Кемаля Ататюрка, в Конституции появился принцип светскости, исключающий любую возможность использования норм шариата.

Ислам, оставшись без статуса государственной идеологии, был вытеснен на периферию общественной мысли. Однако, ввиду крепких культурных и исторический позиций в османском и турецком обществе, в результате этой реформы в обществе произошел раскол по линии периферия (традиционная провинция) – центр (современные города). В стране появилось исламское движение, которое политическими, легальными и нелегальными средствами стремилось донести недовольство существующим государственным устройством со стороны географической периферии, религиозно настроенных классов и групп.

Уже в середине ХХ века, после либерализации политической жизни Турции, появились исламские партии, которые начали достаточно активно теснить своих конкурентов (центристов, националистов), пользуясь поддержкой части электората, В среде исламистов с 1960-х годов начала формироваться собственная контрэлита, способная объединить вокруг себя народные массы.

Партия, которую можно было бы первой назвать исламистской, объединяла в своей идеологии религию и политику, была сформирована ярким, харизматическим лидером Неджметтином Эрбаканом в январе 1970 года и стала носить название «Партии национального порядка». Она пережила запрет со стороны конституционного суда или военных несколько раз, однако, под разными названиями, постоянно вновь возобновляла свою деятельность и продолжала влиять на политические процесс в стране.

В марте 1971 года Партия Национального Порядка была запрещена конституционным судом, однако восстановлена в октябре 1972 года как «Партия национального спасения». После военного переворота 1980 года эта партия вновь распущена вместе с остальными политическими партиями и восстановлена в 1983 году как партия «Рефах». В феврале 1998 года Конституционный суд в очередной раз запретил исламскую партию, и она снова была восстановлена под названием «Фазилет». Последняя была запрещена в июне 2001 года.

Причины запрета исламских партий в Турции были всегда одинаковыми – посягательство на конституционный принцип светскости и использование религии в политических целях.

Религия и политика в Турции сегодня

На парламентские выборы в 2002 году шли уже две исламские партии: «Партия справедливости и развития» (при этом ее лидер Реджеп Тайип Эрдоган отрицал принадлежность партии к исламистским кругам, заявляя, что они являются консерваторами) и «Партия Счастья».

Партия Справедливости и Развития представляет большинство в турецком парламенте с 2002 года. Корни «исламского ренессанса» в светской Турции следует искать в жестком, не учитывающем культурно-духовную среду подходе кемалистских реформ 20-30-х годов ХХ века. Желание радикальных реформаторов перестроить новую республику по западному образцу и разорвать религию и политику в Турции привело к настоящей ломке национальной, культурной, духовной и религиозной жизни общества. Полный отказ от традиций и духовно-культурного наследия, атеитизация и запрет ношения традиционной одежды болезненно воспринималось большинством турецкого населения, не переставшего следовать в своей повседневной жизни нормам ислама.

Несмотря на то, что сегодня Турция по конституции является светским государством и эту статью Конституции запрещено изменять, полностью преодолеть влияние религии не удается. По сравнению с другими странами, где большую часть населения составляют мусульмане (а в Турции по данным статистики число мусульман 99%), в Турции роль религии сведена до минимума, что определяется светским характером государства. Партии в своих дискуссиях не оспаривают светский характер государства, однако затрагивают различные вопросы, связанные с религией. Например, активно обсуждается возможность ношения платков в университетах, возможность покрытия головы у жены президента и так далее. Люди в своих политических пристрастиях делают выбор, учитывая степень религиозной приверженности партии.

Таким образом, несмотря на светский характер государства, ислам продолжает играть большую роль в жизни общества и оказывает все более усиливающееся влияние на политику.

Автор: Екатерина Шибанова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *