Фатьма Бенли

Фатьма Бенли: «Каждая женщина Турции заслуживает права быть услышанной»

В Турции борьба женщин за свои права насчитывает не одно десятилетие. После образования республики в 1926 г. вступил в действие Гражданский Кодекс, созданный на основе Гражданского Кодекса Швейцарии, который законодательно закрепил права женщин в турецком обществе. В 1930 г. в Турции женщины впервые получили право выбирать и быть избранными благодаря Муниципальному Кодексу. В 1934 г. в Конституцию были внесены изменения, по которым женщинам дано право участвовать в выборах парламента. С тех пор женщина стала активным членом социальной жизни турецкого общества.

Несмотря на то, что турецкая женщина присутствует практически во всех сферах общественной жизни и всех профессиях (на улицах дежурят женщины-полицейские, они активно освоили юриспруденцию, банковское дело, предпринимательство, торговлю, искусство и т.д.), случаи насилия и притеснения прав женщины, дискриминации по половому признаку на работе и дома, к сожалению, довольно часты.
В Турции существуют организации по защите прав женщин. В контексте возможного вступления Турции в Евросоюз эта тема становится особенно актуальной.

Выдающийся юрист, адвокат и правовед, член административного совета Международной Ассоциации юристов, вице-президент Ассоциации против дискриминации прав женщин AKDER госпожа Фатьма Бенли поделилась с корреспондентом www.turkishnews.ru Ольгой Мазал своим видением проблемы и её решения.

— Расскажите, пожалуйста, как и когда была создана Ассоциации против дискриминации прав женщин AKDER?
— Наша ассоциация была создана исключительно женщинами в 1999 г. в Стамбуле с целью противостоять дискриминации, ущемлению прав женщин. Мы активно занимаемся разработкой поправок в законодательство, нацеленных на защиту прав женщин. Так же мы устраиваем семинары просветительского характера, на которых даем юридические консультации, знакомим женщин с последними изменениями в законодательстве.

— Насколько я знаю, Вы совместно работаете с такими правозащитными организациями, как Хьюман райтс вотч, Хельсинской федерацией по защите прав человека и др. Расскажите, пожалуйста, о вашей совместной деятельности?
— Дело в том, что у всех нас одна цель – защита прав человека. Совместно мы составляем отчеты по состоянию прав человека в целом и прав женщин в частности, поддерживаем друг друга в правозащитной деятельности.

— Чем Ваша организация занимается в последнее время?
— Последнее время мы занимаемся анализом приговоров, вынесенных Кассационным судом не в пользу женщин. Например, часты случаи оправдания насильника, если потерпевшая не кричала и не звала на помощь. Защита расценивает это таким образом: мол, все произошло с согласия потерпевшей. Но действиями женщины в этой ситуации может руководить страх за свою жизнь, к примеру. Мы подготовили письменный анализ таких дел. У нас много поправок в новый Уголовный кодекс.
Мы организовали кампанию против инициатив изменить Закон о вступлении в брак путем снижения возрастного ценза с 17 лет до 14-и лет, и отмены обвинительного приговора насильнику, в случае если он вступит в брак с потерпевшей.
Две недели назад прошла публичная дискуссия по подготовленной нашей ассоциацией книге на тему правового, политического и психологического влияния на женщину пресловутого «Закона о тюрбане».
Вообще, мы постоянно заняты составлением рапортов по правам женщин. Кроме того, наша ассоциация является консультантом в экономическом совете ООН.

— Какие важные шаги были предприняты по защите прав женщин в Турции за последнее время?
— Турция – развивающаяся страна. С одной стороны, законодательные инициативы возникают лавинообразно, с другой – они встречают, подчас, отрицательную реакцию судебных инстанций. Начиная с 2002 г. произошли значительные изменения, к примеру, в гражданском и семейном кодексах (теперь при разводе имущество супругов будет делиться поровну), усовершенствован уголовный кодекс (увеличен срок тюремного заключения за насилие по отношению к женщинам). В 2004 г. внесена особая поправка в Конституцию, которая возлагает на государство законодательную ответственность за соблюдение равноправия женщин и мужчин. При нашей поддержке прошло много кампаний в защиту инициативы по увеличению срока тюремного заключения за насилие над детьми.
Общественность в Турции активная. Несправедливые судебные решения, случаи «убийств чести», и т.д. не остаются без общественной огласки.
Но, несмотря на все эти инициативы, в списке из 115 стран Турция на 105-ом месте по соблюдению прав женщин.

— Насколько проблема насилия, проявления жестокости по отношению к женщинам актуальна для современной Турции?
— В мире каждая пятая женщина становится жертвой насилия, в Турции же – каждая третья. Да, существует закон, защищающий женщин, но, к сожалению, он не часто приводится в исполнение. То есть, он существует только де-юре. Задача таких организации, как наша, способствовать приведению в исполнение этого закона, обеспечить потерпевшим соответствующими мерами безопасности и призвать к уголовной ответственности правонарушителя. В этом отношении в Турции очень большой «фронт» работ.

— В каких районах Турции больше всего женщина подвергается насилию?
— На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Если смотреть в общем по стране, то можно сказать, что большее число нарушения прав и других проявлений жестокости но отношению к женщинам приходятся на район Юго-восточной Анатолии. Но если рассматривать каждый случай в отдельности, складывается немного другая картина. Мы приходим к выводу, что и в обеспеченных, состоятельных семьях также часты случаи проявления насилия. Что является причиной, побуждающей мужчину агрессивно вести себя по отношению к своим близким? Чувство слабости, униженности и несостоятельности. Поэтому, как не парадоксально, в семьях, где мужчина по уровню зарплаты или социальному положению находится ниже женщины, риск насилия возрастает вдвое. Но экономически самостоятельная женщина может развестись или разойтись с мужем, чего не может сделать неработающая, без образования, материально зависимая от мужа женщина – ей приходиться мириться с таким положением.

— По телевизору часто можно видеть репортажи, посвященные девочкам, родители которых запрещают им посещать школу. Занимается ли этой проблемой AKDER?
— Да, в Турции образование женщин, к сожалению, до сих пор большая проблема. Хотя, начальное восьмилетнее образование обязательно. Напрямую мы этой проблемой не занимаемся. Но мы осуществляем поддержку организации UNICEF, которая уже долгое время осуществляют программу «Девочки, идем в школу», и организации «Гражданское общество», которая реализует программу под названием «Папа, отправь меня в школу». Кроме того, мы ведем переговоры с мэриями об открытии курсов письма и чтения для неграмотных женщин, переселившихся из сельской местности в крупные города.

— Почему пресловутый «Закон о тюрбанах» так всколыхнул турецкое общество? Что символизирует тюрбан для турецкой верующей мусульманки?
— Данные исследований показывают, что в Турции около 60% женщин покрывают голову. И когда им был задан вопрос, почему они носят тюрбан, большинство из них ответили, что по религиозным причинам, а не потому, что к этому их принуждают отцы или мужья. Это личный выбор каждой женщины. Точно также, как человек, совершающий намаз, делает это из своих личных религиозных побуждений. Кроме того, головной убор – это часть нашей многовековой культуры, не только мусульманской, но и османской.
В Турции еще со времен Ататюрка существует такое убеждение: если ты преуспевающая, образованная женщина – ты должна быть обязательно с непокрытой головой, а если ты «закрываешься», ты из бедной, необразованной, деревенской семьи. Людей раздражает видеть «закрытых» женщин за рулем автомобиля, в стенах университета, в дорогом супермаркете или в кресле депутата. А если такая женщина – жена консьержа в подъезде, это почему-то всем безразлично!
Женщина с покрытой головой в стенах университета рассматривается как угроза. Но угроза чему? В 1998 г. Совет по Национальной Безопасности принял решение не пускать «закрытых» женщин в учебные заведения. До сих пор этот закон осуществляется неукоснительно.
Я закончила Стамбульский университет до принятия этого закона и уже поступила на магистратуру в Мармарский университет. Я написала 300 страничную работу, но не смогла подтвердить статус магистранта, потому что в университете потребовали, чтобы я сняла платок. Но почему я должна изменить себе, изменить своим принципам? Многие поверх тюрбана надевают парик. Таким образом проходят в университет. Но для меня это невозможно, потому что я считаю, что такой поступок бы унизил мое достоинство.

Этот запрет на ношение тюрбанов распространяется не только на учебные заведения. Дискриминация женщин с покрытой головой существует и в бизнесе. С покрытой головой вас не берут на государственную службу, вам приходится идти в частный сектор. А в частном секторе, зная, что других альтернатив у вас нет, работодатель предлагает меньшую зарплату. Сегодня любая фабрика или фирма, не желая «испортить» имидж, отказывается брать женщин в тюрбане. Такая ситуация вынуждает женщину запереться дома.
Антагонизм рождает широкую негативную реакцию общественности. К нам обращаются за юридической помощью женщины, которые не были допущены к сдаче экзаменов по вождению, не могли войти в здание мэрии или на концерт в народный дом только из-за покрытой головы.
На прошлой неделе я должна была выступить с лекцией о правах женщин в частном университете Мальтепе. Я разговаривала с организаторами этого мероприятия о деталях моего выступления, они назначили выступление на удобное мне время и заказали мне машину, а в конце разговора я спросила, знают ли они, что я ношу платок? «Нет, — это не проблема, мы знаем, — последовал ответ». Но позднее они поменяли программу и не пригласили меня. То есть абсолютно не важно, насколько значимый вес я имею в обществе – главное, что я «закрытая», и этого достаточно, чтобы меня проигнорировать!
При этом недавно в Стамбульский университет, славящийся неуклонным соблюдением принципов лаицизма (светскости), был приглашен профессор из Аммана. Только подумайте: если вы религиозный мужчина, Вас приглашают из-за границы и оказывают всяческий почет, потому что у Вас есть степень и знания, а если Вы женщина в тюрбане – Вас всячески изолируют, не принимая во внимание профессиональные качества!

— Что Вы можете рассказать о борьбе за обеспечение равноправия женщины и мужчины на работе и в карьере?
— В Турции законодательно преследуется такие вещи, как выбор сотрудника на должность по гендерному признаку, выплата женщинам меньшей, чем мужчинам, заработной платы и т.д. Но де-факто это не соблюдается. В Турции 24% работающих женщин. Для сравнения, этот показатель в Европе — 49%. Почему у нас такой низкий уровень работающих женщин? Во-первых, меньше возможность найти достойную работу с адекватной зарплатой, а во-вторых, женщинам в платках закрыт доступ на многие должности.
Я придаю очень большое значение формированию общественного мнения. AKDER старается разъяснить женщинам их права, организовывать конференции, устраивать симпозиумы. Ведь в Турции именно под влиянием общественного мнения произошли многие изменения в законодательстве.
Наша самая главная миссия в том, чтобы дать понять людям, что у них есть права и свободы и они должны их отстаивать. Каждая женщина, как и каждый человек, заслуживает права быть услышанной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *